• 17 октября 2023 12:34

    Суд отказал Минобороны в иске к Северной верфи на 4,2 млрд рублей

    Дело связано со сроками строительства фрегатов проекта 22350

    Арбитражный суд Москвы отказал министерству обороны РФ в удовлетворении иска к ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Производство связано со сроками строительства трех фрегатов проекта 22350 по гособоронзаказу (ГОЗ), говорится в материалах суда.

    Изначально оборонное ведомство обратилось в арбитраж с иском о взыскании неустойки в размере 240,36 млн рублей, но с учетом принятых судом уточнений сумма возросла до 4,22 млрд рублей.

    В резолютивной части решения говорится, что между Минобороны России и Северной верфью был заключен государственный контракт от 25 марта 2010 года. Судостроительное предприятие должно было в срок до 25 октября 2022 года поставить один из кораблей стоимостью около 28,3 млрд рублей. Однако по состоянию на 28 ноября прошлого года поставка так и не была не осуществлена, в связи с чем оборонное ведомство направило претензию с требованием уплатить сумму неустойки, которую судозавод не удовлетворил.

    Северная верфь заявила, что совокупный объем недофинансирования строительства фрегатов составляет более 18 млрд рублей, а конкретно по спорному заказу №923 — 8,9 млрд рублей. Кроме того, строительство кораблей ведется в условиях незавершенности опытно-конструкторской работы (ОКР) на головном заказе (заводской №921). Судоверфь указала, что по состоянию на 25 октября 2022 года и по настоящее время цена не пересмотрена госзаказчиком ни по одному заказу, что влечет отсутствие окончательного расчета за поставку и актуального графика финансирования, переносы сроков строительства кораблей и оборудования с длительным циклом изготовления. Так, несмотря на уже имевшийся недостаток финансирования, предприятие получило отказ госзаказчика произвести увеличение цены на 2%.

    СЗ «Северная верфь» с 2019 года вел работу с госзаказчиком по пересмотру цен фрегатов, в том числе с целью получения окончательного расчета за заказ 922 проекта 22350, получение которого обеспечит частичное финансирование строительства заказа 923 проекта 22350. Завод сообщал о неоплаченных счетах соисполнителей, уменьшении финансирования в одностороннем порядке, длительном отсутствии окончательного расчета за заказ 922.

    В решении суда говорится, что какая-либо вина головного исполнителя в срыве сроков поставки корабля отсутствует. Более того, указанное подтверждается высоким уровнем технической готовности фрегата, которая составляет 93,32%. Судостроительное предприятие в условиях недостатка финансирования также предприняло меры для снижения стоимости поставляемого оборудования, однако предложенные альтернативные поставщики более года рассматривались различными структурными подразделениями госзаказчика, и в итоге, по состоянию на 25 октября 2022 года, решение так и не было принято.

    «Учитывая очевидный недостаток финансирования для строительства серии изделий зав.№922-924 проекта 22350, привлечение кредитных денежных средств головным исполнителем и своевременные обращения в адрес государственного заказчика о выделении финансирования в объеме и сроки, соответствующих графику строительства заказа 923 и 924 проекта 22350, решение коллегии Военно-промышленной комиссии РФ от 17 ноября 2022 года №ТВ-П22-14прсВПК о формировании государственного оборонного заказа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов с установлением срока сдачи в 2023 году фрегата заказ 923 проекта 22350 с учетом установления объемов финансирования в 2023, 2024, 2025 годах и объемов финансирования заказа 923-924 проекта 22350, несвоевременное рассмотрение государственным заказчиком проектов решений, позволяющих сократить срок строительства заказа 923 проекта 22350, взыскание неустойки является необоснованным, так как нарушение срока сдачи заказа 923 проекта 22350 обусловлено явным бездействием государственного заказчика, выразившемся в неисполнении решения ВПК РФ, а также в отсутствии изделия 9М100-1 для проведения испытаний», — сказано в материалах суда.

    В итоге, оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитраж признал обоснованными доводы ответчика о том, что нарушение сроков выполнения контракта обусловлено бездействием госзаказчика.

    Фрегаты проекта 22350 предназначены для выполнения широкого спектра задач, в том числе поражения надводных кораблей, конвоев, десантных отрядов, поиска и уничтожения подводных лодок и наземных целей, противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами, дозорной службой, охраны государственных границ, обеспечения защиты гражданских судов и объектов производственной деятельности в кризисных и опасных для плавания районах Мирового океана. Основные характеристики проекта 22350: водоизмещение — 5000 тонн, длина — 135 м, ширина — 16 м, скорость — до 29 узлов, дальность плавания — 4500 миль, автономность — 30 суток, экипаж — от 170 человек.

    Северная верфь (первое название — Путиловская) основана 14 ноября 1912 года. Верфь является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России. За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа Rо-Rо, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки. Сегодня в портфеле заказов предприятия — серии фрегатов, корветов, рыболовецких судов ярусного и тралового способа лова.


2024 June 7

18:03 Royal IHC secures yet another contract from Dutch Dredging for a custom-built 2,300 m3 TSHD
17:44 T.E.N. contracts DNV for first shuttle tanker with Cyber Secure notation
17:28 GTT secures two major approvals for its GTT NEXT1 LNG Cargo Containment System
17:14 Port Hedland awards new dredging contract to Jan De Nul
16:40 Dorian LPG announces pricing of public offering of 2,000,000 common shares
16:18 DeepOcean awarded significant offshore recycling contract in the UK
16:09 DEME’s Innovation installs first monopile at 488 MW French offshore wind project
16:03 CMA CGM announces PSS for China-South Africa & Mauritius trade
15:51 Diana Shipping announced time charter contract for m/v Polymnia with Reachy
15:36 Danaos Shipping’s bulk carrier Peace banned from Australian ports
15:05 PGS commences depth reprocessing of Côte d’Ivoire 2D data
15:02 IADC to host its five-day Dredging & Reclamation Seminar in Abu Dhabi, Nov 2024
14:21 Trafigura posts H1, 2024 net profit of $1.5 bn
13:39 BOEM finalizes EA review of potential offshore wind lease activities in the Central Atlantic
12:16 Vard contracted to build one advanced stern trawler for Havbryn AS
11:37 ABS supports innovative LH2 containment system project
10:55 KR and HD Hyundai sign business agreement for pilot project of cloud-based next-generation smart ship solution
10:41 Alternative fuels and seafarer upskilling dominate discussions at Greener Shipping Summit 2024
09:52 ABS issues AIP to HD Hyundai Mipo for a cutting-edge, ammonia-powered MR tanker

2024 June 6

18:17 Aker Solutions secures long-term brownfield and modification frame agreement with Azule Energy
17:49 Jumbo Offshore wraps up monopile removal works in Taiwan
17:35 Equinor: The speed and scale of the energy transition must increase in order to reach the 1.5-degree ambition
17:04 ABS issues AIP to VLAC design from SHI
16:37 Palfinger Marine selected to supply major equipment package for third Prysmian calbe laying vessel
16:18 Mitsubishi Shipbuilding receives additional order for 2 Units of LNG FGSS
15:39 WinGD, Alfa Laval, ABS and K Shipbuilding join forces for ammonia-fuelled tanker design
15:08 Hanwha Ocean launches Cadeler’s first M-Class mega jack-up
14:52 Hungary to buy 5% stake in Azerbaijan's Shah Deniz gas field
14:19 North Star secures further debt investment to become the leading player in Europe’s offshore wind sector
13:22 Samsung is preparing to start work on a second LNG platform for Mozambique
13:11 IHC Mining to build new machine for Arab Potash Company
12:14 DOF Group awarded long-term contract for IMR services by Equinor
11:43 Vestas receives a 124 MW order in Lithuania
11:41 SIRC and Hellenic Environmental Centre sign MoU to strengthen SIRC's commitment to sustainability in marine management practices
11:39 Basco Port dredging wraps up
10:37 Cepsa launches Cepsa Light Up, its new startup accelerator aimed at driving the energy transition
09:51 QatarEnergy selects CPC as NFE partner, signs SPA for 4 MTPA of LNG for 27 years

2024 June 5

18:02 ABS Wavesight announces major developments for My Digital Fleet software
17:43 HAROPA PORT deepens collaboration with Vedettes de Paris to promote the greening of the Paris river fleet
17:23 Fincantieri signs an agreement with iGenius to establish a collaboration for the development of AI systems based on an entirely Italian platform
16:55 HD Hyundai Heavy Industries and Capital Gas Ship Management secure LR approval in principle for 40,000 cbm LCO2 carrier
15:34 Equinor solidifies New York offtake contract for Empire Wind 1
14:44 Wartsila solutions to minimise emissions of two new CMA CGM ferries
14:23 DEME named the new fallpipe vessel ‘Yellowstone’ in Zeebrugge, Belgium
13:49 TotalEnergies increases LNG deliveries to Asia with two new medium and long-term contracts
13:24 Cosco Shipping upgrades boxship newbuilds to methanol engines
12:59 Greece and France sign declaration of intent for cooperation in the maritime sector
11:20 Hagland Shipping orders 4 environmental friendly newbuilds
10:40 KNOC signs drillship contract with Norway-based Seadrill
10:10 CHI (Shanghai) holds a naming ceremony for Yinson Bergenia Production B.V's VLCC conversion FPSO Maria Quiteria project
09:48 Zero-carbon fuel supply crucial to meeting GHG targets says ClassNK

2024 June 4

18:00 LR approves HD Hyundai Mipo & HD KSOE design for ammonia fuel-cell 1,300 TEU Class feeder ship
17:37 Diamond Line and Tarros announce new weekly PAE service between Egypt, Greece with Algeria
17:25 LR and Guangzhou Shipyard International ink JDP for world’s largest ammonia carrier
17:19 HD Hyundai to develop AI technology for ships
16:47 New offshore ROV and subsea services company FreeStar acquires vessel and starts operations
15:06 Russia set to boost its seaports capacity by 232 million tonnes per year in 2025-2030, official says
14:24 AltaGas and Vopak reach positive final investment decision on Ridley Island Energy Export Facility
12:24 FPSO vessel arrives at the Greater Tortue Ahmeyim Phase 1 LNG development off Mauritania and Senegal
11:48 Maersk faces significant port congestion in Asia, Mediterranean
10:55 SOHAR Port becomes one of the first ports in the Middle East ever to use biofuel bunkering in tugboat operations
10:18 Stena Line reports significant reductions in fuel consumption thanks to the strategic use of AI

2024 June 3

18:00 European Commission launches new mechanism to boost hydrogen market
17:04 ADNOC Logistics & Services to acquire Navig8
16:58 Union Maritime works with BAR Technologies to deploy wind propulsion on a total of 34 newbuild vessels
16:24 LR award new ammonia vessel design approval in principle
15:25 ABS 2024 Outlook highlights active shift in fleet composition toward more sustainable fuel alternatives
13:20 World Shipping Council welcomes new IMO regulations on mandatory reporting for containers lost at sea
12:56 Wartsila partners with Gas and Heat and RINA for new ammonia fueled bunkering vessel
12:25 Unifeeder launches ‘greenbox’ to support customers lower scope 3 emissions