• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Россия и Финляндия намерены сотрудничать в сфере строительства ледоколов и освоения...
  • 28 мая 2021 08:41

    Россия и Финляндия намерены сотрудничать в сфере строительства ледоколов и освоения Арктики

    В современных условиях наиболее перспективными формами международного сотрудничества являются производственная кооперация, обмен наилучшими технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, особенно в свете повышения требований по локализации строительства судов со стороны правительства Российской Федерации. Как было указано в ходе международной онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения».

    Взаимный интерес России и Финляндии вызывают вопросы освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт. Развивается сотрудничество в рамках Арктического совета.

    «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В качестве примера плодотворного сотрудничества он привел проекты, реализуемые при участии судостроительной компании Helsinki Shipyard, которая специализируется на строительстве судов ледового класса различного назначения – ледоколов, судов снабжения, танкеров и пр. В разные годы успешно выполнены проекты для «Норильского никеля», «Совкомфлота» и других российских заказчиков. В 2016 году был спущен на воду инновационный ледокол на СПГ мощностью 21 МВт. В 2019 году было завершено строительство танкера для перевозки газового конденсата для проекта «Ямал-СПГ». В 2019-2020 гг. финская верфь получила заказ на три экспедиционных судна ледового класса, завершить их строительство планируется в 2021-2022 гг.

    Особую роль в двустороннем сотрудничестве играет компания Aker Arctic, инжиниринговый центр по разработке и моделированию перспективных арктических судов. С 2006 года по заказу российских энергетических компаний по проектам Aker Arctic построено более 40 судов различного назначения.

    Региональный менеджер (Россия) Aker Arctic Алексей Дудаль рассказал о наиболее крупных реализованных проектах. Совместно с «Новатэк» и DMSE был разработан арктический газовоз второго поколения для круглогодичной эксплуатации по Северному морскому пути. Он отличается повышенной скоростью во льдах и возможностью работы в узких каналах совместно с ледоколами, что достигнуто за счет особой формы корпуса.

    Совместно с «Атомэнерго» для «Атомэнергомаша» было предложено два концепта тяжелого полупогружного арктического судна класса Arc5 и Arc7 грузоподъемностью 70 тыс. тонн. Разработанная форма корпуса позволяет работать в узких каналах с ледоколами ЛК60. Отдельно была рассмотрена возможность работы судна на СПГ. Особое внимание было уделено балластной системе для обеспечения безопасной работы судна.

    В свете широкого обсуждения перспектив перевозки контейнеров по Севморпути специалисты Aker Arctic разработали концепт судна-контейнеровоза вместимостью 8000 TEUs со сниженным потреблением топлива и с учетом всех требований по охране окружающей среды.
    В 2020 году был представлен проект съемной самоходной носовой оконечности для работы в озере Сайма. Ее отличие от других оконечностей, которые применялись на внутренних водных путях РФ и США, в том, что она самоходная. Спроектировала ее финская компания ILS, а Aker Arctic поставила два валопровода по 600 МВт для оконечности и ледовые бронзовые винты для буксира-толкача.

    Также Aker Arctic большое внимание уделяет повышению энергоэффективности судов, особенно с учетом повышения требований к экологичности мореплавания. Для этого производятся системы очистки выбросов, применяются новейшие технологии СЭУ, оптимизируется форма корпуса, испытываются разные виды топлива: атомная энергия, СПГ, метанол, аммиак, водород, аккумуляторные батареи – выбор зависит от инфраструктуры бассейна и условий будущей эксплуатации судов.  

    Кроме того, компания занимается оптимизацией пути во льдах, разрабатывает специальное программное обеспечение, которое позволит в режиме реального времени анализировать ледовые карты и сопоставлять их с параметрами ледопроходимости судна для повышения эффективности работы в Арктике.

    «В области разработки технологий для оптимизации маршрута судна в ледовых условиях финские исследователи занимают лидирующие позиции, – подчеркнул заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Петр Звягин. – Финские коллеги перешли к практической реализации созданной модели, которая прокладывает маршрут с учетом многокритериальной оптимизации. Учитываются самые разные критерии: затраты времени, расстояние, расход топлива, а также риски повреждения судна и зажатия льдами. Российские ученые в 2016 году применили эту концепцию к маршрутизации в ледовых условиях. Новейшая разработка выполнена в Политехническом университете. Она основана на принципе пространственно-временного представления доступной части акватории при помощи трехмерного графа. В результате строятся парето-оптимальные маршруты. Таким образом, финские и российские исследователи получили значительный задел для плавания в ледовых условиях. В будущем модели также должны будут учитывать динамику ледовых объектов. Прототип такой модели был разработан российскими учеными».

    Заведующий кафедрой конструкции судов СПбГМТУ профессор Владимир Тряскин добавил, что при совершенствовании модели важно учитывать прочность конструкции судна.

    Профессор морских технологий университета Аaлто Пентти Куяла подтвердил значимость совместных исследований и добавил, что спутниковых данных по льду недостаточно, а значит, динамические инструменты будут все более востребованы. Сам университет Аaлто образован в 2010 году путем слияние трех вузов, активно занимается изучением арктических условий судоходства, развивает международное сотрудничество, к примеру, имеет хорошие наработки с Канадой и Германией, а сейчас рассчитывает на налаживание партнерства с российскими коллегами.

    Заинтересованность в кооперации с российскими верфями выразил и председатель Finnish Maritime Association Микко Ниини. Он сделал обзор судостроения в Финляндии, рассказал о крупных проектах строительства судов ледового класса, танкеров, атомных ледоколов. Более подробно остановился на инновационных решениях, помогающих судам продвигаться в арктических водах, а также опыте применения новых видов топлива, аккумуляторах нового типа, гибридных установок с использованием электричества и природного газа. Ассоциация с интересом относится к российским разработкам и готова расширять деловые контакты.  
     
    Директор Департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации Валентин Находкин тоже высказался за укрепление сотрудничества с финскими предприятиями. ОСК является крупнейшей судостроительной компанией России. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса, и корпорация открыта к работе над новыми проектами, в том числе в кооперации с финскими коллегами.

    На сессии, посвященной возможностям экспортно-импортного сотрудничества, выступили: член правления Turku Repair Yard Евгений Белянин, вице-президент по продажам Rauma Marine Constructions Мика Лаурилехто, директор по продажам Craftmer Веса Клен, генеральный директор «Регент Балтика» Дмитрий Роотси, генеральный директор «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий, коммерческий директор ООО «Судовые движительные комплексы» Евгений Дубинцов-Вейсман.

    На последней сессии обсуждалось российско-финское сотрудничество в области яхтинга и маломерного судостроения. Руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева призвала финских партнеров обратить пристальное внимание на возможности локализации производства в России с учетом стратегии импортозамещения. Среди экспортно-ориентированной российской продукции она выделила суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.
     
    Руководитель финской ассоциации производителей яхт и катеров FINNBOAT Яркко Паюсало отметил, что Россия входит в топ-10 стран, куда Финляндия экспортирует катера. Первая пятерка – Мексика, Польша, Великобритания, США и Швеция. В Россию в 2020 году было экспортировано 853 катера стоимостью 11 млн евро, импортировано – 78  катеров на 800 тыс. евро. Ассоциация рассчитывает на дальнейший рост торгового оборота.

    Подводя итоги конференции, модератор – директор Департамента международного сотрудничества, профессор Кирилл Рождественский дал высокую оценку состоявшейся дискуссии. Получился очень интересный диалог, который позволил укрепить деловые связи и наметить пути расширения дальнейшего сотрудничества между Россией и Финляндией в сфере гражданского судостроения.

    Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «НЕВА-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга.




2024 May 14

18:02 ICTSI to invest in new Southern Luzon gateway
17:31 ACL, BG Freight Line and Peel Ports Group start container service between Ireland and North America
17:10 Port of Hamburg is the first port in Europe to offer shore power for both container and cruise ships
16:31 Port of Gothenburg launches the platform "Digital Port Call"
16:18 NS United, NSY, Imabari Shipbuilding and Japan Marine United Corporation sign MOU for the construction of Cape-size bulk carriers using dual methanol fuel
15:56 Port of Antwerp-Bruges launches the world's first methanol-powered tugboat
15:29 The Ports of Barcelona and Shanghai will work together on innovation and decarbonisation projects
13:55 AD Ports Group announces Q1 results
12:58 NYK, NBP, TSUNEISHI SHIPBUILDING and Drax sign MOU to develop ‘bioship’ technology and plans to construct the world’s first biomass-fuelled ship
11:30 Maris Fiducia team up with HAV Hydrogen, Norwegian Hydrogen and Ankerbeer for zero emission bulk shipping
11:05 ABS and HD Hyundai Group sign MOU to advance medium-voltage power systems on ships
10:43 Finnlines’ new freight-passenger Superstar-class vessel Finnsirius awarded by Shippax
10:23 Kongsberg Maritime to design and equip two new salmon farm forage carrier vessels for Norwegian coastal cargo carrier Eidsvaag AS
09:48 Yara International and Kongsberg Digital enter collaboration on digital twin technology

2024 May 13

18:00 Capital dredging commences for Lowestoft Eastern Energy Facility
17:06 Berlin’s oldest passenger vessel enters a new green era powered by Torqeedo
16:22 Russia’s seaborne diesel trading partners shifted after Feb 2023 sanctions
16:18 Denis Manturov: Russian shipyards to deliver more than 110 civil ships this year
16:05 CMA CGM and China’s Contemporary Amperex Technology plan to set up joint venture
15:39 Yara Clean Ammonia and AM Green sign term sheet for sale of renewable ammonia from India to Yara Clean Ammonia’s global market
15:23 Maersk suspends methanol ship order to Chinese shipbuilder
14:59 Hamad Port сontainer volumes up 30% in 2023
14:04 Hanwha buys S’pore Dyna-Mac’s stake for $73.8 mn from Keppel
13:41 The EU plans to allocate more than $220 million to combat drug trafficking in ports
13:08 Subsea Integration Alliance awarded contract offshore Turkey
11:46 India to sign 10-year Chabahar port pact with Iran
10:22 QatarEnergy to acquire two new exploration blocks offshore Egypt
09:51 IMO promotes safe ship recycling in Bangladesh

2024 May 12

16:09 Yang Ming reports net profit of US$ 298.42 million for Q1 2024
15:13 Drydocks World unveils major propeller repair enhancements and new facilities
14:06 NYK launches trial to utilize 3D models in design of new LPG tanker
13:29 GCMD and NYK Line team up to address concerns of long-term, continuous biofuels use on vessel operations
12:13 State-of-the-art ammonia reforming technology from Amogy verified by ABS
11:41 MABUX: Bunker Outlook, Week 19, 2024
11:38 MOL joins project to develop frozen and refrigerated warehouse in Singapore
10:52 Jan De Nul EBITDA rose 39% to 610 million euro in 2023

2024 May 11

18:01 Drewry: Investments surge on strong demand outlook for LNG bunkering
17:19 Seatrium signs multi-year technology collaboration agreement with ABS to accelerate decarbonisation and energy transition
16:49 Kotug Canada holds keel laying ceremony for two RAsalvor 4400 DFM methanol fuelled tugs
15:47 Two RAmparts 3500 ASD tugs enter service at Tianjin Port
13:17 TotalEnergies announces first oil production on Eldfisk North
11:02 Petramina welcomes VLGC duo in its tanker fleet
10:38 Fairplay Towage Group places order for two additional Damen ASD tugs

2024 May 10

15:37 MITSUI E&S production volume of large marine engines reaches 155 units in FY2023
13:51 Fincantieri: Vard to build a hybrid Ocean Energy Construction Vessel for the norwegian shipping group Island Offshore
11:46 Med Marine selects Kongsberg Maritime thrusters for six stern-drive tugs for Tunisian port authority
09:52 Seatrium signs multi-year technology collaboration agreement with ABS to accelerate decarbonisation and energy transition

2024 May 9

16:04 Wallenius Wilhelmsen announces another solid quarter
14:23 Stena Line to increase cargo capacity by 30% on Stena Forerunner and Stena Foreteller
12:06 ClassNK releases report “ClassNK Alternative Fuels Insight”
10:13 Sea-Intelligence: Improved vessel delays may release more capacity

2024 May 8

18:00 ADNOC signs third long-term Heads of Agreement for Ruwais LNG project
17:11 VARD picks TMC to equip newbuild cable laying vessel
16:47 QatarEnergy and Nakilat enter long-term agreement to charter and operate nine “QC-Max” class LNG vessels
16:16 Qingdao port sees cargo and container volume growth in Q1
15:56 Tanker orderbook relative to active fleet rises to highest level in five years
15:28 Svitzer completes tug series delivery in Brazil
13:41 Brazil floods hit food silos, disrupt routes to the port of Rio Grande
13:17 Shell to sell interest in Singapore Energy and Chemicals Park to CAPGC
12:47 Baltic Shipyard commences dock-side trials of Project 22220 icebreaker Yakutia
12:43 Wartsila 25 engine to power three new fishing vessels
11:10 ABS awards world’s first REMOTE-CON Notation for FPSO Liza Unity
10:44 Jan De Nul puts spray pontoon DN178 into use
10:17 Korea сan overtake China in shipbuilding market share
09:41 New Dayang receives an order for two bulkers from United Marine Egypt

2024 May 7

18:00 PPA hands over ICPC to VCT
17:05 TotalEnergies and Sinopec strengthen cooperation
16:42 Evergreen orders six container ships in China
16:33 Zelenodolsk Shipyard hosts launching ceremony for Navy’s duo
16:15 Valenciaport receives three bids for the tender for the management of La Marina