• Home
  • Relevant Topics
  • Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай о нацпроекте по развитию речного транспорта
  • 17 ноября 2020

    Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай о нацпроекте по развитию речного транспорта


    Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай в интервью «ПортНьюс» рассказал о ходе разработки национального проекта по развитию внутреннего водного транспорта, его целях, структуре, а также о ситуации с финансированием содержания внутренних водных путей.


    - Александр Иванович, в связи с чем было принято решение о формировании отдельного нацпроекта по развитию водного транспорта?

    - В новой структуре Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры (КПМИ) федеральный проект «Внутренние водные пути» не предусмотрен. В связи с этим президентом России по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета 28 сентября 2020 года было дано поручение рассмотреть вопрос о разработке отдельного национального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта и о финансовом обеспечении содержания внутренних водных путей. В нацпроекте должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.

    «В нацпроекте должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации лимитирующих участков»


    Необходимо отметить, что внутренний водный транспорт имеет комплексное значение в части обеспечения связанности территорий, жизнеобеспечения северных районов и труднодоступных населенных пунктов, водохозяйственного комплекса, гидроэнергетики, рыбного хозяйства, туризма, судостроения и других отраслей экономики.
    В условиях объективных факторов, сдерживающих развитие грузо- и пассажиропотоков, требуется актуальный, более детальный и всесторонний поход, который должен обеспечить качественное и инновационное развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей.

    В этой связи и представляется целесообразным разработка национального проекта «Внутренний водный транспорт» на период до 2030 года с учетом его потенциальных возможностей, а также достижению таких национальных целей развития как «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

    - На каком этапе в настоящее время находится подготовка необходимых документов для формирования нацпроекта? Какова будет его структура?

    - Сейчас намечен план по разработке национального проекта.

    Планируемая структура национального проекта в зависимости от поставленных задач и предполагаемых результатов по их достижению включает три федеральных проекта, которые взаимозависимы: «Развитие сети внутренних водных путей»; «Развитие грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и их инфраструктуры»; «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта».

    Уже сейчас разработаны структуры паспортов национального проекта и федеральных проектов, которые будут доработаны с учетом предложений субъектов Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

    Для подготовки конкретных предложений по мероприятиям и показателям, которые будут учитываться при формировании федеральных проектов всем субъектам Российской Федерации, на территориях которых действует внутренний водный транспорт, направлен проект Концепции национального проекта.

    Мы обсуждали в профильном Комитете по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального собрания, а также с профессиональным сообществом основные подходы данного проекта.

    - Каковы главные цели нацпроекта?

    - Миссией национального проекта признано развитие территорий субъектов Российской Федерации.

    Для достижения национальных целей и национальных показателей проектом Концепции определены цели нацпроекта.

    Первое, это создание условий для развития территорий субъектов Российской Федерации и получение системных экономических, социальных, экологических и стратегических эффектов за счет роста грузопотоков и пассажиропотоков, включая туристский поток, по внутренним водным путям, развития отечественного судостроения, улучшения экологии мегаполисов и регионов, обеспечение национальной безопасности.

    Второе, это развитие сети внутренних водных путей для удовлетворения потребности в перевозках пассажиров и грузов, реализации транзитного потенциала страны.

    Третье, это увеличение объемов перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом.

    Наконец, четвертое, это обеспечение безопасности судоходства, улучшение технического состояния и повышение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений, транспортной безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, снижения негативного воздействия на окружающую среду.

    - Какой социально-экономический эффект ожидается от реализации нацпроекта?

    - Предполагается, что экономический эффект будет достигнут за счет наиболее полного использования преимуществ внутреннего водного транспорта и транспортного потенциала внутренних водных путей, ускорения доставки грузов и пассажиров, развития отечественного судостроения, развития внутреннего и въездного туризма.

    Социальный эффект достигается за счет обеспечения надежного функционирования транспортной инфраструктуры в труднодоступных и малонаселенных территориях, где водные пути являются безальтернативными маршрутами для грузового и пассажирского потока, при повышении доступности транспортных услуг, создания дополнительных рабочих мест, повышения мобильности населения, повышения качества жизни людей, устойчивого водоснабжения населения и предприятий.

    Кроме того, более активное использование внутреннего водного транспорта в городских агломерациях окажет позитивное влияние на качество жизни. 14 из 16 городов-миллионников России расположены на внутренних водных путях. В них проживает 33,1 млн чел.

    Численность населения в других прибрежных городах составляет около 30 млн чел. Таким образом, около половины населения России проживают и осуществляют свою деятельность в приречных регионах.

    Экологический эффект достигается за счёт значительного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при применении газомоторного и других альтернативных видов топлива, электродвижения, а также за счёт мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, санитарного обводнения рек, строительства современного флота.

    Стратегический эффект достигается за счёт повышения обороноспособности страны.

    Для реализации определенных задач и достижения планируемых показателей предполагается участие всех заинтересованных государственных органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а также бизнес-сообщества.


    - Ожидаете ли вы мультипликативного эффекта для экономики страны от реализации нацпроекта?

    - На синергию, мультипликативный эффект ставка точно делается. Ожидаемыми результатами национального проекта являются реализация потенциальных возможностей внутренних водных путей для социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом; усиление позиций внутреннего водного транспорта в транспортной системе страны; обеспечение роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятий отрасли; рост экспортных и транзитных перевозок; развитие внутреннего и въездного туризма;    снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду в связи с переводом части грузопотоков с наземных видов транспорта на самые экологичный со всех точек зрения, максимально щадящий  окружающую среду речной флот. 

    «На синергию, мультипликативный эффект ставка точно делается» 


    Кроме того, реализация нацпроекта даст импульс для цифровизации услуг и сервисов внутреннего водного транспорта; обеспечит постоянную готовность к ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях; платность за использование инфраструктуры внутренних водных путей на участках с существенным увеличением пропускной способности; интересы национальной безопасности.

    Более того, обеспечение нормативного содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также создание условий для инвестирования в проекты развития и модернизации речной инфраструктуры позволят сделать следующий шаг – перейти от стабилизации объемов речных перевозок к их росту.
    Достижение указанных результатов положительно повлияет на обеспечение доступности и качества перевозок грузов и пассажиров, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где 75% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая «северный завоз».

    Будет обеспечена реализация транзитного потенциала Единой глубоководной системы в европейской части страны, (далее – ЕГС), а также устойчивого соединения добывающих и промышленных предприятий Сибирского региона с Северным морским путем.

    Устранение инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях ЕГС позволит организовать новые круизные маршруты, соединяющие Балтийский, Каспийский и Азово-Черноморский бассейны с использованием новых пассажирских судов смешанного река-море плавания.

    Создание стабильных и безопасных условий судоходства на внутренних водных путях является гарантией заинтересованности субъектов Российской Федерации и бизнеса в инвестировании развития причальной инфраструктуры и строительстве грузовых и пассажирских судов.

    В результате достижения целей Национального проекта «Внутренний водный транспорт» будут созданы условия для увеличения пассажиро- и грузопотоков по внутренним водным путям, развития отечественного судостроения, улучшения экологии мегаполисов и регионов.

    Учитывая мультипликативный эффект от реализации проекта ожидается увеличение инвестиций в экономику Российской Федерации, создание дополнительных рабочих мест, в том числе в смежных отраслях (туризм, судостроение и т.д.), увеличение загрузки отечественных производственных мощностей.


    - Как вы будете учитывать предложения субъектов Федерации относительно нацпроекта? Сколько таких предложений уже поступило?

    - Поступило уже более трех десятков предложений от субъектов Федерации и мы очень благодарны за их работу, поскольку мы заинтересованы в наличии обратной связи с регионами и получении от них информации о локальных особенностях и проблемах. Сейчас работа с регионами продолжается и после ее завершения можно будет говорить о формировании бюджета национального проекта, который, как мы рассчитываем, будет одобрен на заседании правительственной комиссии в ноябре этого года.

    «До 2030 года сейчас набирается мероприятий на сотни миллиарды руб.»


    - Достаточен ли уровень финансирования содержания внутренних водных путей в настоящее время?

    - Сейчас финансирование содержания внутренних водных путей подрос к уровню 5-10 летней давности, но все еще находится на уровне ниже нормативного, выйти на их нормативное финансирование планируется в 2023 году.

    Кроме этого, в проекте будут предусмотрены крупные инфраструктурные стройки, поддержка судостроения, мероприятия по повышению привлекательности пассажирских перевозок.

    До 2030 года сейчас набирается мероприятий на многие сотни миллиардов руб., эта сумма еще будет уточнена.

    Интервью подготовил Виталий Чернов.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен