• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • ЦБ: Проблемы с морскими перевозками сдерживали российский экспорт в конце 2023 года
  • 30 января 2024 15:53

    ЦБ: Проблемы с морскими перевозками сдерживали российский экспорт в конце 2023 года

    Перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы поддержало объемы экспорта

    Экспорт товаров из России в денежном выражении в четвертом квартале 2023 года уменьшился: его сокращение к аналогичному периоду 2022 года ускорилось до 27% год к году (III квартал 2023 года — 23% г/г), а к 2021 году — до 32%. Экспорт сдерживали внешнеторговые ограничения, низкий спрос на международном рынке и проблемы с морскими перевозками из‑за неблагоприятных погодных условий. Об этом говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Платежный баланс Российской Федерации №4 (17) IV квартал 2023 года».

    Стоимостный объем экспорта сложился ниже, чем в 2021-2022 годах, но выше уровня 2019 года. Более высокие, чем в 2019 году, цены на газ, уголь и металлы, а также хороший урожай зерновых компенсировали сокращение физического объема поставок других товаров. Стоимостный объем импорта товаров в 2023 году увеличился до уровня 2021 года за счет переориентации на альтернативные географические направления поставок и использованию механизма параллельного импорта. В результате при восстановлении импорта и снижении экспорта профицит текущего счета в 2023 году сформировался около $50 млрд, что ниже рекордного уровня $238 млрд в 2022 году.

    Экспорт поддержало перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы. Доля Европы в российском экспорте товаров снизилась с 46% в январе-ноябре 2022 года до 20% в январе-ноябре 2023 года, доля Азии увеличилась с 48% до 72%. Стоимостный объем экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья за 11 месяцев 2023 года вырос на 7% г/г и более чем на 20% к аналогичному периоду 2021 года.

    Уменьшение скидок на российскую нефть поддержало стоимостный объем нефтяного экспорта. Физический объем поставок нефти по‑прежнему сдерживало добровольное сокращение экспорта России на 300 тыс. баррелей в сутки по сравнению с уровнем мая-июня. При этом оно оставалось одним из факторов снижения дисконта для российской нефти.

    Введенные в сентябре 2023 года ограничения на вывоз нефтепродуктов постепенно ослаблялись в четвертом квартале по мере насыщения внутреннего рынка. В октябре был отменен запрет на экспорт дизельного топлива при поставке в морские порты по трубопроводам, в ноябре — запрет на экспорт автомобильного бензина и летнего дизельного топлива, напоминают в ЦБ. Отмена ограничений поддержала экспорт нефтепродуктов. Вместе с тем на экспорте негативно сказались погодные условия: из‑за штормов на Черном море были приостановлены работы по перевалке и отгрузке нефти, ограничено судоходство в портах.

    Сокращение стоимостного объема ненефтегазового экспорта было обусловлено, во‑первых, снижением мировых цен на ряд сырьевых товаров по сравнению с четвертым кварталом 2021-2022 годов вследствие ожидания замедления роста мировой экономики в 2023 году. Во‑вторых, ненефтегазовый экспорт в IV квартале также сдерживали неблагоприятные погодные условия и внешнеторговые ограничения.

    Кроме того, с 30 сентября 2023 года вступил в силу очередной запрет ЕС на ввоз ряда изделий из российского железа и стали. На физические объемы поставок также повлияли гибкие пошлины с привязкой к курсу рубля, действующие с 1 октября. Для удобрений ставка составила 10%, для многих других товаров ненефтегазового экспорта — 7% в октябре-ноябре и 5,5% в декабре. В результате в октябре по отдельным товарам наблюдалось уменьшение поставок после их наращивания в сентябре в преддверии введения гибких пошлин. Кроме того, после их введения некоторые российские экспортеры были вынуждены повысить цены для покупателей, которые, соответственно, частично переориентировались на поставки из других стран по более низким ценам.

    Стоимостный размер импорта товаров в четвертом квартале 2023 года сократился на 5% г/г после значительного восстановления в предыдущие кварталы по сравнению с 2022 годом. Снижение темпов прироста импорта произошло в условиях ослабления рубля, замедления роста внутреннего спроса, в том числе из‑за ужесточения денежно‑кредитной политики, и накопленных в предыдущие периоды запасов. В целом за 2023 год стоимостный объем импорта товаров увеличился на 10% г/г и достиг уровня 2021 года. Стоимостный объем импорта из Европы сократился на $9 млрд г/г в январе-ноябре 2023 года. В то же время сокращение поставок из Европы нивелировал рост импорта на $41 млрд из азиатского региона, в основном из Китая. В результате доля стран Европы в российском импорте товаров уменьшилась с 35% в январе-ноябре 2022 года до 28% в аналогичный период 2023 года, доля стран Азии выросла с 56% до 66%. Среди товарных групп наибольший вклад в рост импорта внесли поставки машин, оборудования и транспортных средств, а также текстиля, текстильных изделий и обуви.


2024 May 18

15:24 SNAM's Q1 total revenues declined 1.9% to 895 million euros
14:17 KOTUG Int'l successfully pilots Tug Drone technology
12:04 Austal USA names Mark Santamaria as CFO
11:36 Silver Ships delivers four of seven coastal fast response boats
09:51 CMA CGM posts revenue of 11.8 billion for Q1 2024

2024 May 17

18:10 Bunker fuel sales at the Middle Eastern hub of Fujairah drop on a monthly basis in April 2024
17:52 Lloyd’s Register and Shandong Marine Group sign MoU
16:43 China reveals cooperation methods to protect and restore the Yangtze River
16:03 APM Terminals Barcelona holds the commissioning of 17 Konecranes NSC 644 EHY hybrid straddle carriers
15:13 Marine fuel demand in Panama declined in April 2024
14:43 MITSUI E&S and PACECO commence commercial operations of world's first hydrogen fuel cell zero emission RTG crane at Port of Los Angeles
14:23 ILWU Canada agrees to delay serving 72-hour strike notice on employer DP World Canada
13:31 Barge hits a bridge in Texas, damaging the structure and causing an oil spill
13:10 Container shipping costs on EU-S. Korea route surge over 30 pct amid Red Sea crisis
12:43 DP World invests €130m in Romania
12:21 Astrakhan hosts Russia-Iran talks on shipping cooperation on International North-South corridor
11:41 Seatrium awarded repeat FPSO integration contract from SBM Offshore
11:04 Bureau Veritas report highlights the potential of carbon capture technologies and the development of carbon value chains for shipping
10:41 Electramar christened in Helsinki
10:07 IMO Secretary-General spotlights seafarer safety amidst ongoing Red Sea attacks and resurging piracy
09:58 MABUX: Bunker Outlook, Week 20, 2024

2024 May 16

18:11 Kongsberg and Torghatten to develop self-driving ferry service linking Trondheim and the Fosen peninsula
17:42 “K” Line сonducts first trial use of B100 biofuel for carbon-free operations on car carrier
16:35 Deltamarin and ECOLOG unveil LP LCO2 carrier design
15:40 Seadrill enters agreement to sell its Qatar jack-up fleet
15:24 Scan Global Logistics and Hapag-Lloyd enter into major biofuel agreement in a new Green Collaboration
14:48 Edison Chouest feeder fleet for U.S. offshore wind market to be built to ABS Class
14:03 The Australian Government announces a funding package of $7.1 billion for budgeted programs to be administered by ARENA
13:54 The share of the idle container vessel fleet was 0.9% in April - Sea-Intelligence
13:25 The European Commission grants PCI status to CO2 value chain project developed by MOL with partners
12:14 HHLA's revenue decreased by 0.3 percent to € 363.6 millions in Q1 2024
11:42 MOL and TotalEnergies sign time charter contracts for 2 newbuilding LPG-fueled LPG carriers
10:40 Kalmar and Uniport Livorno agree on new terminal tractor order to enhance reliability, safety and service quality at Italian terminal
10:04 AMSA collaborates on a trial providing more recycling options for visiting foreign ships
09:59 SunGas Renewables and C2X announce strategic partnership

2024 May 15

18:07 MOL holds naming ceremony for newbuilding LNG carrier Greenergy Ocean to serve China National Offshore Oil Corporation
17:30 ClassNK and StormGeo mark significant collaboration to advance maritime decarbonization
17:02 Newly certified methanol valves to improve dual-fuel shipbuilding
16:45 HD KSOE to lease Subic shipyard in Philippines
16:25 Eidsvaag receives two forage carrier vessels designed and equipped by Kongsberg Maritime
15:58 ADNOC delivers first ever bulk shipment of CCS-enabled certified low-carbon ammonia to Japan
15:35 World's 1st wind challenger-equipped coal carrier achieves fuel savings of 17%
14:57 LR to support the retrofit of two Stena Line ferries to methanol
13:52 Port of Los Angeles nets record $58 million for harbor maintenance
13:32 CMA CGM to launch MCX - West Coast Central America
12:51 Port of Long Beach cargo volumes up 14.4% in April
12:21 First Ro-Pax vessel receives DNV Silent notation following successful sea trials with Wartsila propellers
11:41 Hapag-Lloyd transport volumes increased by 6.8 percent to 3 million TEU in Q1 2024
11:10 Cavotec signs two-year service agreement with Port of Salalah
10:41 China overtakes Korea in global shipbuilding competitiveness
09:58 The ports of Rotterdam and Delft join the CLARION project

2024 May 14

18:02 ICTSI to invest in new Southern Luzon gateway
17:31 ACL, BG Freight Line and Peel Ports Group start container service between Ireland and North America
17:10 Port of Hamburg is the first port in Europe to offer shore power for both container and cruise ships
16:31 Port of Gothenburg launches the platform "Digital Port Call"
16:18 NS United, NSY, Imabari Shipbuilding and Japan Marine United Corporation sign MOU for the construction of Cape-size bulk carriers using dual methanol fuel
15:56 Port of Antwerp-Bruges launches the world's first methanol-powered tugboat
15:29 The Ports of Barcelona and Shanghai will work together on innovation and decarbonisation projects
13:55 AD Ports Group announces Q1 results
12:58 NYK, NBP, TSUNEISHI SHIPBUILDING and Drax sign MOU to develop ‘bioship’ technology and plans to construct the world’s first biomass-fuelled ship
11:30 Maris Fiducia team up with HAV Hydrogen, Norwegian Hydrogen and Ankerbeer for zero emission bulk shipping
11:05 ABS and HD Hyundai Group sign MOU to advance medium-voltage power systems on ships
10:43 Finnlines’ new freight-passenger Superstar-class vessel Finnsirius awarded by Shippax
10:23 Kongsberg Maritime to design and equip two new salmon farm forage carrier vessels for Norwegian coastal cargo carrier Eidsvaag AS
09:48 Yara International and Kongsberg Digital enter collaboration on digital twin technology

2024 May 13

18:00 Capital dredging commences for Lowestoft Eastern Energy Facility
17:06 Berlin’s oldest passenger vessel enters a new green era powered by Torqeedo
16:22 Russia’s seaborne diesel trading partners shifted after Feb 2023 sanctions
16:18 Denis Manturov: Russian shipyards to deliver more than 110 civil ships this year
16:05 CMA CGM and China’s Contemporary Amperex Technology plan to set up joint venture