• 8 июня 2023 19:00

    Мировой рынок СПГ к 2030 году может показать рост до 54% — Александр Новак

    Доля СПГ в общем увеличении спроса на газ оценивается в 70-80%

    Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) к 2030 году может вырасти, по максимальным прогнозам, до 54% и достичь 800 млрд куб. м. Доля СПГ в общем увеличении спроса на газ к 2030 году оценивается в 70-80%. Такие данные содержатся в статье вице-премьера РФ Александра Новака в журнале «Энергетическая политика».

    «На сегодняшний день в мировом топливно-энергетическом балансе доля углеводородов составляет 82%. Несмотря на сохранение целей по декарбонизации, высокая потребность в традиционных энергоресурсах в ближайшие десятилетия сохранится. Спрос на энергию по сравнению с 2021 годом может вырасти до 19% к 2030 году и до 31% к 2050 году», — сказано в статье.

    Вице-премьер отмечает, что в перспективе ожидается увеличение доли газа как переходного топлива. Рост спроса на газ к 2030 году составит до 10%, который будет обеспечен за счет увеличения его использования в промышленности и энергетическом секторе на фоне декарбонизации. Повышение спроса также ожидается за счет потребления газа в Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

    «Развивается сотрудничество с партнерами из АТР в части СПГ-проектов. Обсуждается возможность заключения новых долгосрочных контрактов на поставки СПГ, в том числе с перспективных проектов, а также долевого участия в ряде предприятий СПГ... Совокупный объем экспорта газа на Восток к 2030 году вырастет до 170 млрд куб. м, что более чем в 5 раз выше показателей с 2021 года», — добавляет заместитель председателя российского правительства.

    В 2022 году мировой спрос на нефть составил 99,6 млн б/с (+2,6% год к году). В 2023 году ожидается рост спроса до 101,9 млн б/с (+2,3 млн б/с). Основной рост спроса на нефть придется на страны АТР (до 1,6 млн б/с). По прогнозам, к 2030 году предполагается дальнейший рост спроса на нефть, при этом АТР обеспечит около 60% роста.

    «Что касается востребованности угля, то, несмотря на то, что потребность в нем в глобальном потреблении сократится, по максимальным прогнозам, на 14% к 2030 году и на 49% к 2050 году, в ряде регионов будет наблюдаться противоположная тенденция. В перспективе до 2050 года ожидается рост спроса в Индии и Юго-Восточной Азии, а также на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. При этом прогнозная структура мирового потребления угля к 2040 году характеризуется уменьшением доли энергетического за счет роста доли металлургического угля (с 13 до 17%)», — пишет Александр Новак.

    Он также отметил, что, несмотря на текущее замедление энергоперехода на фоне высокой инфляции и роста цен на энергоресурсы, к 2030 году потребление ВИЭ может увеличиться до 80% и более чем в 2-3 раза к 2050 году. «Полный переход на альтернативные источники энергии оставляют своим приоритетом преимущественно страны ЕС. В то же время другие крупные экономики мира ориентируются не только на «зеленую» повестку, но и на стабильное обеспечение доступным сырьем своих потребителей», — добавляет он.

    Говоря о диверсификации экспорта российских энергоресурсов, вице-премьер перечислил имеющуюся энергетическую инфраструктуру в страны Азии, в том числе нефте- и газопроводы «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Сила Сибири», а также проект «Ямал СПГ».

    «Уже в мае 2022 года поставки нефти из России в страны Азии впервые превысили объемы, направляемые в Европу. По итогам 2022 года рост экспорта нефти в дружественные страны составил 76% г./г., нефтепродуктов — 20% г./г., газа (трубопроводный газ и СПГ) — 8% г./г. Всего с западных рынков на восточные в прошлом году было перенаправлено почти 40 млн тонн нефти и нефтепродуктов», — отметил он.

    По его словам, «в разы вырос экспорт российских энергоресурсов в Индию и Китай». Россия находится на втором месте среди поставщиков нефти в Китай и на первом месте по отгрузке нефти в Индию, занимает второе место по поставкам трубопроводного газа и четвертое по объему экспорта СПГ в Китай.

    Так, по сравнению с 2021 годом поставки нефти в Индию в 2022 году увеличились в 19 раз — до 41 млн тонн, угля — в 3 раза, до 20 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов в Индию за 2022 год достиг уровня 6,2 млн тонн (в 2021 году — 3,1 млн тонн).

    Экспорт СПГ из России в Китай за 2022 года составил 6 млн тонн (+35,2% к 2021 году). На четверть увеличен экспорт угля — до 67,1 млн тонн, на 28% — нефти (до 89 млн тонн).

    «В текущем году эта тенденция продолжится. Из 223 млн тонн нефти и нефтепродуктов, которые экспортировались в западном направлении, останется только 87 млн тонн (или всего 40%)», — пишет Александр Новак.

    Он отмечает, что в прошлом году было получено более 20 заявок из различных стран, в первую очередь азиатских, на поставки нефти, нефтепродуктов и СПГ. То есть, по его мнению, «имеется существенный потенциал расширения географии экспорта».

    Он напоминает, что в декабре 2022 года был утвержден план по развитию инфраструктуры экспорта российской нефти на период до 2026 года. Для увеличения поставок нефти в страны АТР за год «Транснефть» нарастила мощность перевалки нефти в порту Козьмино до 42 млн тонн. К 2026 году мощности магистральных нефтепроводов планируется расширить на 32 млн тонн. Всего будет построено 600 км нефтепроводов.

    Для наращивания торговли углем рассматривается проект межправительственного соглашения с Китаем о сотрудничестве в угольной сфере. Документ предусматривает возможность поставки угля и продуктов его переработки в КНР в объеме не менее 100 млн тонн в год.

    По его словам, одним из перспективных направлений также является Вьетнам, где прогнозируется рост импорта угля для удовлетворения внутреннего промышленного спроса. Согласно проекту стратегии развития угольной промышленности Вьетнама, страна будет импортировать 50-83 млн тонн угла в год в период 2025-2035 годов.

    Продолжается развитие транспортных коридоров, в том числе МТК «Север — Юг» и Северного морского пути. В ходе государственного визита лидера КНР в Москву было принято решение о создании российско-китайской рабочей группы по развитию маршрута.

    Для беспрепятственного доступа российского нефтяного сырья на рынки рассматривается возможность создания с дружественными государствами новой системы клубов взаимного страхования и перестрахования рисков перед третьими лицами (P&I страхования). Александр Новак отмечает, что «новый механизм не будет подвержен рискам в виде незаконных санкционных ограничений». В рамках создания альтернативной системы страхования грузоперевозок имеется большой потенциал в части использования банковской гарантии вместо страховки для покрытия ответственности грузоперевозчиков.


2024 May 20

18:00 ADNOC secures equity position and LNG offtake agreement in NextDecades Rio Grande LNG Project
17:31 EDGE Group and Fincantieri formalise MAESTRAL shipbuilding JV and announce 400 mln euro order for 10 naval vessels
17:02 Genevos awarded European Commission funding for hydrogen fishing vessel demonstrator in ‘H2-SEAS’ consortium
16:43 MAI to invest in ship investment fund managed by Navigare Capital Partners
16:29 Three year collaboration between EMEC and FloWave offers wave and tidal energy developers ‘try-before-you-buy’ site simulation capability
15:58 IndustriAll Europe and SEA Europe agree on joint priorities ahead of the 2024 EU elections
14:51 Fincantieri shipyard launches Logistic Support Ship ‘Atlante’ for the Italian Navy's fleet
13:24 MOL Cruises announces the six inaugural cruises of MITSUI OCEAN FUJI
12:21 Deltamarin designs CO2 carrier of Ecolog
11:50 Tsakos Energy Navigation plans to invest $2 billion to create a 100% green fleet by 2030
11:23 Horizon Tankers order six newbuilds in China
10:55 Turkish-owned cargo ship sinks off Romania
10:15 Serica Energy receives final approval from the NSTA to develop the 100% owned and operated Belinda field

2024 May 19

15:43 RWE, Masdar award geophysical surveys contract for DBS West offshore wind farm
14:27 Intesa Sanpaolo and Fincantieri for the energy transition of maritime and air transport
14:03 MSC Cruises to expand at Port Canaveral with the arrival of the MSC Grandiosa
13:56 Noatum launches maritime services in Türkiye
12:44 New Pipeline Transition Alliance to focus on re-purposing natural gas infrastructure to hydrogen service
11:29 Yantai CIMC Raffles Offshore Ltd. shipyard launches dual-fuel offshore installation vessel for Van Oord
11:23 Major Scottish export terminal invests £750,000 to boost refrigerated cargo capabilities
10:12 Jan De Nul orders new XL cable-laying vessel

2024 May 18

15:24 SNAM's Q1 total revenues declined 1.9% to 895 million euros
14:17 KOTUG Int'l successfully pilots Tug Drone technology
12:04 Austal USA names Mark Santamaria as CFO
11:36 Silver Ships delivers four of seven coastal fast response boats
09:51 CMA CGM posts revenue of 11.8 billion for Q1 2024

2024 May 17

18:10 Bunker fuel sales at the Middle Eastern hub of Fujairah drop on a monthly basis in April 2024
17:52 Lloyd’s Register and Shandong Marine Group sign MoU
16:43 China reveals cooperation methods to protect and restore the Yangtze River
16:03 APM Terminals Barcelona holds the commissioning of 17 Konecranes NSC 644 EHY hybrid straddle carriers
15:13 Marine fuel demand in Panama declined in April 2024
14:43 MITSUI E&S and PACECO commence commercial operations of world's first hydrogen fuel cell zero emission RTG crane at Port of Los Angeles
14:23 ILWU Canada agrees to delay serving 72-hour strike notice on employer DP World Canada
13:31 Barge hits a bridge in Texas, damaging the structure and causing an oil spill
13:10 Container shipping costs on EU-S. Korea route surge over 30 pct amid Red Sea crisis
12:43 DP World invests €130m in Romania
12:21 Astrakhan hosts Russia-Iran talks on shipping cooperation on International North-South corridor
11:41 Seatrium awarded repeat FPSO integration contract from SBM Offshore
11:04 Bureau Veritas report highlights the potential of carbon capture technologies and the development of carbon value chains for shipping
10:41 Electramar christened in Helsinki
10:07 IMO Secretary-General spotlights seafarer safety amidst ongoing Red Sea attacks and resurging piracy
09:58 MABUX: Bunker Outlook, Week 20, 2024

2024 May 16

18:11 Kongsberg and Torghatten to develop self-driving ferry service linking Trondheim and the Fosen peninsula
17:42 “K” Line сonducts first trial use of B100 biofuel for carbon-free operations on car carrier
16:35 Deltamarin and ECOLOG unveil LP LCO2 carrier design
15:40 Seadrill enters agreement to sell its Qatar jack-up fleet
15:24 Scan Global Logistics and Hapag-Lloyd enter into major biofuel agreement in a new Green Collaboration
14:48 Edison Chouest feeder fleet for U.S. offshore wind market to be built to ABS Class
14:03 The Australian Government announces a funding package of $7.1 billion for budgeted programs to be administered by ARENA
13:54 The share of the idle container vessel fleet was 0.9% in April - Sea-Intelligence
13:25 The European Commission grants PCI status to CO2 value chain project developed by MOL with partners
12:14 HHLA's revenue decreased by 0.3 percent to € 363.6 millions in Q1 2024
11:42 MOL and TotalEnergies sign time charter contracts for 2 newbuilding LPG-fueled LPG carriers
10:40 Kalmar and Uniport Livorno agree on new terminal tractor order to enhance reliability, safety and service quality at Italian terminal
10:04 AMSA collaborates on a trial providing more recycling options for visiting foreign ships
09:59 SunGas Renewables and C2X announce strategic partnership

2024 May 15

18:07 MOL holds naming ceremony for newbuilding LNG carrier Greenergy Ocean to serve China National Offshore Oil Corporation
17:30 ClassNK and StormGeo mark significant collaboration to advance maritime decarbonization
17:02 Newly certified methanol valves to improve dual-fuel shipbuilding
16:45 HD KSOE to lease Subic shipyard in Philippines
16:25 Eidsvaag receives two forage carrier vessels designed and equipped by Kongsberg Maritime
15:58 ADNOC delivers first ever bulk shipment of CCS-enabled certified low-carbon ammonia to Japan
15:35 World's 1st wind challenger-equipped coal carrier achieves fuel savings of 17%
14:57 LR to support the retrofit of two Stena Line ferries to methanol
13:52 Port of Los Angeles nets record $58 million for harbor maintenance
13:32 CMA CGM to launch MCX - West Coast Central America
12:51 Port of Long Beach cargo volumes up 14.4% in April
12:21 First Ro-Pax vessel receives DNV Silent notation following successful sea trials with Wartsila propellers
11:41 Hapag-Lloyd transport volumes increased by 6.8 percent to 3 million TEU in Q1 2024
11:10 Cavotec signs two-year service agreement with Port of Salalah