• 5 июля 2022 13:32

    В ЛЭТИ разработана система обнаружения затонувших судов, излучающая сигналы китообразных

    Российских аналогов системы нет

    Ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» разработали гидроакустическую систему, которая излучает сигналы китообразных, сообщила пресс-служба Минобрнауки России.

    Ее использование повысит точность и информативность работ сотрудников службы охраны водных акваторий стратегических объектов, специалистов, изучающих затонувшие суда и океанический рельеф и других. На данный момент созданы действующие макеты системы, которые можно адаптировать под нужды конкретного заказчика.

    В океанологических исследованиях, геологоразведке, обнаружении надводных и подводных кораблей и судов широкое применение получили гидроакустические системы, которые используют звуковые колебания под водой для работы систем связи и навигации. Активное освоение недр Мирового океана требует улучшения систем по таким параметрам, как информативность и безопасность передачи данных.

    Разработанная в ЛЭТИ уникальная гидроакустическая система имитирует эхолокацию, которую применяют китообразные, например, дельфины и белухи, для ориентации в пространстве и определения местоположения объектов вокруг. Специалисты не только смогли воспроизвести, но и повторили по ряду параметров сигнал, который создают дельфины, и создали действующие прототипы устройств.

    Систему ученых из Санкт-Петербурга можно настраивать по частоте ультракоротких акустических импульсов или сложных по структуре электрически управляемых сигналов.
    «Благодаря использованию таких сигналов можно повысить информационную емкость, скрытность и помехоустойчивость работы системы в сравнении с существующими аналогами», — рассказывает доцент кафедры электроакустики и ультразвуковой техники (ЭУТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Степанов.

    Дельфины и белухи издают характерные звуки наподобие щелчков и скрипов, многие из них из-за слишком высоких частот человек даже не слышит. Именно эти ультразвуковые сигналы используют морские животные для гидролокации. В зависимости от того, что требуется животному — обнаружение объектов, коммуникация — изменяется пространственно-временная и спектральная структура излучаемых ими импульсных акустических сигналов. У китообразных есть безотказная способность находить объекты в условиях помех, например, когда рядом раздаются сигналы сородичей при охоте на косяки рыбы. Это свидетельствует об уникальности эхолокационной системы китообразных, которая совершенствовалась в процессе эволюции.

    Ученые ЛЭТИ изучили способность морских обитателей к эхолокации и создали гидроакустический комплекс, который использует подобные ультразвуковые импульсы.
    Устройство состоит из двух антенн, размещающихся под водой. Одна формирует колебания, которые распространяются в пространстве и отражаются от объектов. Затем эти сигналы получает другая антенна и передает информацию на пульт управления. При помощи программного обеспечения первичные данные обрабатываются, и конечная информация поступает оператору.

    Для реализации своей идеи ученые разработали макеты антенн, составленных из пьезопреобразователей (электромеханические преобразователи, принцип действия которых основан на возникновении электрической поляризации под действием механического напряжения) стержневого и волноводного типов. Также была создана специальная система их возбуждения, управляемая компьютером.

    Сверхширокополосные акустические сигналы формируются за счет линейной фазочастотной характеристики излучения. Это ультракороткие акустические импульсы, различного типа кодовые последовательности, хаотические сигналы, а также разные сигналы китообразных.

    Эксперименты по моделированию и управлению звуковыми импульсами проводились в специальном пространстве — заглушенном гидроакустическом бассейне кафедры ЭУТ СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

    Для автоматизированного сбора и обработки данных исследователи разработали программное обеспечение и удобный интерфейс с использованием виртуального прибора. Это позволило существенно ускорить проведение многочисленных измерений, подбор параметров и получение необходимых результатов. Практической части исследований предшествовала большая теоретическая работа, которая стала основой для построения макетов антенн и создания программного обеспечения.

    «Наша разработка имеет широкую область применения, например, для поиска или классификации подводных объектов, включая и косяки рыб, и подводные аппараты, и затонувшие суда. Система также может использоваться для подводной геологоразведки, для мониторинга и защиты объектов морской деятельности (водный транспорт, береговые сооружения, буровые станции) от незаконного проникновения, для проведения гидроакустических измерений, а также при построении адаптивных гидроакустических систем для связи с обучаемыми китообразными», — поясняет Борис Степанов.

    Российских аналогов системы нет. Результаты исследований запатентованы (патенты РФ № 173582, 176673). Проект выполнен в том числе в рамках госзадания Минобрнауки России.


2024 May 20

12:21 Deltamarin designs CO2 carrier of Ecolog
11:50 Tsakos Energy Navigation plans to invest $2 billion to create a 100% green fleet by 2030
11:23 Horizon Tankers order six newbuilds in China
10:55 Turkish-owned cargo ship sinks off Romania
10:15 Serica Energy receives final approval from the NSTA to develop the 100% owned and operated Belinda field

2024 May 19

15:43 RWE, Masdar award geophysical surveys contract for DBS West offshore wind farm
14:27 Intesa Sanpaolo and Fincantieri for the energy transition of maritime and air transport
14:03 MSC Cruises to expand at Port Canaveral with the arrival of the MSC Grandiosa
13:56 Noatum launches maritime services in Türkiye
12:44 New Pipeline Transition Alliance to focus on re-purposing natural gas infrastructure to hydrogen service
11:29 Yantai CIMC Raffles Offshore Ltd. shipyard launches dual-fuel offshore installation vessel for Van Oord
11:23 Major Scottish export terminal invests £750,000 to boost refrigerated cargo capabilities
10:12 Jan De Nul orders new XL cable-laying vessel

2024 May 18

15:24 SNAM's Q1 total revenues declined 1.9% to 895 million euros
14:17 KOTUG Int'l successfully pilots Tug Drone technology
12:04 Austal USA names Mark Santamaria as CFO
11:36 Silver Ships delivers four of seven coastal fast response boats
09:51 CMA CGM posts revenue of 11.8 billion for Q1 2024

2024 May 17

18:10 Bunker fuel sales at the Middle Eastern hub of Fujairah drop on a monthly basis in April 2024
17:52 Lloyd’s Register and Shandong Marine Group sign MoU
16:43 China reveals cooperation methods to protect and restore the Yangtze River
16:03 APM Terminals Barcelona holds the commissioning of 17 Konecranes NSC 644 EHY hybrid straddle carriers
15:13 Marine fuel demand in Panama declined in April 2024
14:43 MITSUI E&S and PACECO commence commercial operations of world's first hydrogen fuel cell zero emission RTG crane at Port of Los Angeles
14:23 ILWU Canada agrees to delay serving 72-hour strike notice on employer DP World Canada
13:31 Barge hits a bridge in Texas, damaging the structure and causing an oil spill
13:10 Container shipping costs on EU-S. Korea route surge over 30 pct amid Red Sea crisis
12:43 DP World invests €130m in Romania
12:21 Astrakhan hosts Russia-Iran talks on shipping cooperation on International North-South corridor
11:41 Seatrium awarded repeat FPSO integration contract from SBM Offshore
11:04 Bureau Veritas report highlights the potential of carbon capture technologies and the development of carbon value chains for shipping
10:41 Electramar christened in Helsinki
10:07 IMO Secretary-General spotlights seafarer safety amidst ongoing Red Sea attacks and resurging piracy
09:58 MABUX: Bunker Outlook, Week 20, 2024

2024 May 16

18:11 Kongsberg and Torghatten to develop self-driving ferry service linking Trondheim and the Fosen peninsula
17:42 “K” Line сonducts first trial use of B100 biofuel for carbon-free operations on car carrier
16:35 Deltamarin and ECOLOG unveil LP LCO2 carrier design
15:40 Seadrill enters agreement to sell its Qatar jack-up fleet
15:24 Scan Global Logistics and Hapag-Lloyd enter into major biofuel agreement in a new Green Collaboration
14:48 Edison Chouest feeder fleet for U.S. offshore wind market to be built to ABS Class
14:03 The Australian Government announces a funding package of $7.1 billion for budgeted programs to be administered by ARENA
13:54 The share of the idle container vessel fleet was 0.9% in April - Sea-Intelligence
13:25 The European Commission grants PCI status to CO2 value chain project developed by MOL with partners
12:14 HHLA's revenue decreased by 0.3 percent to € 363.6 millions in Q1 2024
11:42 MOL and TotalEnergies sign time charter contracts for 2 newbuilding LPG-fueled LPG carriers
10:40 Kalmar and Uniport Livorno agree on new terminal tractor order to enhance reliability, safety and service quality at Italian terminal
10:04 AMSA collaborates on a trial providing more recycling options for visiting foreign ships
09:59 SunGas Renewables and C2X announce strategic partnership

2024 May 15

18:07 MOL holds naming ceremony for newbuilding LNG carrier Greenergy Ocean to serve China National Offshore Oil Corporation
17:30 ClassNK and StormGeo mark significant collaboration to advance maritime decarbonization
17:02 Newly certified methanol valves to improve dual-fuel shipbuilding
16:45 HD KSOE to lease Subic shipyard in Philippines
16:25 Eidsvaag receives two forage carrier vessels designed and equipped by Kongsberg Maritime
15:58 ADNOC delivers first ever bulk shipment of CCS-enabled certified low-carbon ammonia to Japan
15:35 World's 1st wind challenger-equipped coal carrier achieves fuel savings of 17%
14:57 LR to support the retrofit of two Stena Line ferries to methanol
13:52 Port of Los Angeles nets record $58 million for harbor maintenance
13:32 CMA CGM to launch MCX - West Coast Central America
12:51 Port of Long Beach cargo volumes up 14.4% in April
12:21 First Ro-Pax vessel receives DNV Silent notation following successful sea trials with Wartsila propellers
11:41 Hapag-Lloyd transport volumes increased by 6.8 percent to 3 million TEU in Q1 2024
11:10 Cavotec signs two-year service agreement with Port of Salalah
10:41 China overtakes Korea in global shipbuilding competitiveness
09:58 The ports of Rotterdam and Delft join the CLARION project

2024 May 14

18:02 ICTSI to invest in new Southern Luzon gateway
17:31 ACL, BG Freight Line and Peel Ports Group start container service between Ireland and North America
17:10 Port of Hamburg is the first port in Europe to offer shore power for both container and cruise ships
16:31 Port of Gothenburg launches the platform "Digital Port Call"
16:18 NS United, NSY, Imabari Shipbuilding and Japan Marine United Corporation sign MOU for the construction of Cape-size bulk carriers using dual methanol fuel
15:56 Port of Antwerp-Bruges launches the world's first methanol-powered tugboat