• 9 августа 2019

    Границами по воде писано

    В российской части Финского залива сложилась ненормальная ситуация: внезапно обнаружилось, что постановка судов на ряд якорных стоянок портов Приморск и Усть-Луга незаконна. Пограничники уже отчитались о штрафах, теперь же ситуацию приходится выправлять в «ручном режиме».

    Сюрприз на Балтике


    По информации участников судоходного рынка, с 22 июля 2019 года сотрудники Пограничного управления ФСБ России начали штрафовать капитанов судов и судовладельцев за нарушение закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». Как сообщили ИАА «ПортНьюс» четверо представителей различных судоходных компаний и морских агентов, сложности с соблюдением законодательства РФ возникли для судов, следующих в порты Финского залива Усть-Луга и Приморск. Якорные стоянки этих портов (недалеко от островов Гогланд и Сескар) оказались не включенными в пределы пунктов пропуска через государственную границу РФ. Однако, согласно закону о госгранице РФ, судно, пересекая границу РФ, должно незамедлительно проследовать в пункт пропуска через границу. На пути следования, в числе прочего, запрещается остановка судна. Таким образом, судно, останавливаясь на якорной стоянке, которая расположена вне пределов пункта пропуска, нарушает закон о госгранице, что влечет наложение штрафа на капитана судна либо на судовладельца при повторном нарушении его судами данной нормы.

    Кроме того, как прокомментировали в Погрануправлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, районы якорных стоянок морского порта Усть-Луга определены в приложении 4 к «Обязательным постановлениям в морском порту Усть-Луга» (утверждены приказом Минтранса РФ от 15 января 2013 г. № 6). В указанном приложении дан исчерпывающий перечень якорных стоянок порта Усть-Луга и якорная стоянка № 10а там отсутствует, как отсутствует в других Обязательных постановлениях по портам, расположенным в российской части Финского залива.

    За нарушение закона о госгранице на якорных стоянках в Финском заливе в период с 22 июля 2019 года к административной ответственности были привлечены 24 капитана морских судов заграничного следования. Общая сумма взысканных штрафов составила более 700 тыс. руб.

    При этом в соответствии со ст. 18.1. КоАП РФ размер штрафа за указанные нарушения должностными лицами составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридические лица налагается штраф от 400 тыс. до 800 тыс. руб.

    7 августа Погранслужбой ФСБ России по согласованию с администрацией морских портов Финского залива было принято решение о временном разрешении постановки судов на якорные стоянки №10 и №12 Финского залива до начала процедуры прохождения государственного пограничного контроля. При этом остановка на стоянках №10 и №12 позволяется лишь после получения разрешения, для чего необходимо направить сведения о судне, маршруте его следования и экипаже в Погранслужбу.

    9 августа решением координационного совета, проведенного Погрануправлением в морском пункте пропуска через государственную границу в порту Усть-Луга, разрешена постановка российских и иностранных судов в районе якорной стоянки №11a. Суда, в отношении которых не осуществлен пограничный, таможенный или иные виды контроля могут временно использовать названную якорную стоянку в случае неготовности терминалов морского порта к их приему.

    При этом остановка судов на стоянке №10а по-прежнему запрещена.

    Очевидно, что для окончательного решения проблемы необходимо вносить изменения в соответствующие нормативно-правовые акты. Отсутствие постоянных «легальных» якорных стоянок снижает привлекательность российских портов и негативно отражается на безопасности судоходства.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен