• 23 октября 2018

    Судам – по газам

    Судовладельцы по всему миру продолжают приспосабливаться к новым требованиям по содержанию вредных веществ в судовом топливе. Количество судов на сжиженном природном газе становится все больше, а Россия постепенно обзаводится собственным СПГ-флотом. По мере роста количества таких судов будет появляться и соответствующая береговая инфраструктура.

    Сжиженный природный газ (СПГ) становится все более популярным видом топлива в судоходстве, особенно в зонах особого контроля за выбросами серы в судов.

    Россия также имеет планы по созданию собственного флота на СПГ и соответствующей береговой инфраструктуры.

    Танкеры и балкеры

    В России пионером в деле эксплуатации танкерного флота на СПГ является ПАО «Совкомфлот», которая на протяжении трех последних лет ведет работу по переводу судов на газомоторное топливо. В сентябре 2015 года «Совкомфлот» и «Шелл» приступили к реализации сложного проекта с целью внедрения СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных танкеров.

    В апреле 2017 года между компаниями «Шелл» и «Совкомфлот» было подписано соглашение об обеспечении крупнотоннажных танкеров нового поколения сжиженным природным газом в качестве судового топлива.

    В феврале 2018 года Shell заключил с Группой СКФ (ПАО «Совкомфлот») долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух танкеров типоразмера Aframax (дедвейтом 114 000 тонн) с двухтопливными двигателями. «Проспект Гагарина» - первый из них. Он носит имя первого российского космонавта Юрия Гагарина; в июле 2018 года судно вошло в чартер. Другой танкер, Samuel Prospect, который будет назван в честь основателя компании Shell Transport & Trading Co сэра Маркуса Самюэля, планируется к передаче Shell в 2019 году.

    Опыт технической и коммерческой эксплуатации «зеленых» танкеров СКФ востребован и российским судостроителями. В сентябре 2018 года «Совкомфлот» подписал пакет соглашений с компанией «Роснефть» о размещении заказа на строительство серии из двух судов нового поколения на газомоторном топливе на ССК «Звезда» с последующим отфрахтованием этих судов «Роснефти».

    В начале октября в порту Роттердам (Нидерланды) специализированное судно Cardissa концерна Shell осуществило первую операцию по бункеровке  танкера «Проспект Гагарина». Судно-бункеровщик Cardissa вместимостью 6 500 куб. м СПГ находится под управлением компании Shell Shipping & Maritime.

    Продолжая тему бункеровщиков, следует отметить, что в середине октября 2018 года было сдано крупнейшее судно-бункеровщик СПГ Kairos Babcock Schulte Energy (BSE). Планируется, что бункеровщик приступит к работе в Северо-Западной Европе с конца 2018 года. Танкер вместимостью 7,5 тыс. куб. м построен на южнокорейской верфи Hyundai Mipo (HMD) в Ульсане.

    Также в октябре 2018 года судостроительная группа DAMEN Shipyards приступила к строительству танкеров-бункеровщиков СПГ. В фокусе внимания – Балтика. Российские покупатели присматриваются к проекту. Так, в начале октября 2018 года DAMEN подписал контракт с ведущей энергетической компанией Эстонии Eesti Gaas на строительство головного судна в серии судов для бункеровок судов СПГ в Балтийском море. Бункеровщик проекта LGC 6000 LNG вместимостью двух танков 6 тыс. куб. м СПГ и длиной 100 м, будет построено на судостроительном заводе DAMEN Yichang в Китае. Судно планируется передать заказчику Eesti Gaas в управление в сентябре 2020 года по долгосрочному тайм-чартерному контракту с  материнской компанией Infortar AS, которая выступает владельцем судна. Техническое руководство для судна будет предоставлено ведущей судоходной компанией региона Tallink Grupp.

    Российские компании также будут строить суда-бункеровщики СПГ: ООО «Газпромнефть Марин Бункер» планирует ввести в эксплуатацию танкер-бункеровщик СПГ в середине 2019 года. Объем емкостей СПГ у танкера составит 3 тыс. куб. м, осадка 4,5 м, ледовый класс 1В. Судно будет работать в Северо-Западном регионе России.

    Проекты бункеровщиков СПГ разрабатываются Крыловским государственным научным центром по трем направлениям их применения: для обслуживания линейных судов, трамповых судов и малых судов.

    Деятельность по созданию судов на СПГ в России реализуется при поддержке Минпромторга России, которым разработан соответствующий ведомственный проект.

    СПГ-революция коснулась и балкеров. Так, в октябре 2018 года южнокорейская судоходная компания H-Line, принадлежащая местной частной акционерной компании Hahn & Co, заключила с судостроительным заводом Hyundai Samho Heavy Industries (HSHI) контракт на строительство двух сухогрузных судов типоразмера Capesize на СПГ дедвейтом 180 тыс. тонн. Заказанные суда после передачи в эксплуатацию в 2021 году будут использоваться на маршруте между Южной Кореей и Австралией. Балкеры станут первыми в Южной Корее судами такого типа на СПГ топливе, которые будут работать на иностранном маршруте. Правительство Южной Кореи инвестирует до 9,6 млрд вон в проект, призванный помочь развитию этого сектора морского транспорта, чтобы соответствовать международным ограничениям по уровню содержания серы в судовом топливе, которые должны вступить в силу в 2020 году.

    Ледоколы


    Строительство судов на СПГ перспективно и для арктического судоходства, ведь в августе 2018 года президент России Владимир Путин в рамках совместной пресс-конференции с президентом Финляндии Саули Ниинистё назвал «абсолютно правильным» предложение последнего об использовании СПГ в качестве топлива в Арктике. В самой Финляндии уже имеется один двухтопливный ледокол, использующий СПГ  - Polaris. Правда, его автономность достаточно низкая и составляет 10 суток. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в компании Arctia, являющейся оператором финских ледоколов, рассматривается вопрос о строительстве второго ледокола на СПГ, однако эти планы сдерживаются недостатком необходимой бункеровочной инфраструктуры. Как пояснил капитан ледокола Polaris, бункеровка СПГ производится с автомобилей в Торнио (Финляндия), однако, используя дизельное топливо, ледокол демонстрирует большую маневренность.

    У России имеются свои планы по строительству ледоколов на СПГ для обслуживания газовых месторождений. Так, ФГУП «Атомфлот» планирует построить серию из четырех таких ледоколов. По планам компании, это должны быть полноценные арктические ледоколы с мощностью на валах не менее 40 МВт.

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора по строительству флота - руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге Константин Князевский, конкурс на проектирование и строительство ледокола может быть объявлен до конца текущего года или в начале 2019 года. По его словам, в настоящее время судостроительным заводам, которые обладают мощностями, на которых можно построить такое судно, отправлены запросы по срокам, возможностям и коммерческому предложению. Это позволит понять и сформировать начальную максимальную цену для проведения конкурсных процедур на строительство с проектированием ледокола на СПГ.

    Князевский отметил, что сегодня в России существует четыре верфи, способные справиться с подобным заказом: Выборгский ССЗ, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и СК «Звезда».

    Для оперирования этими ледоколами Новатэк и «Атомфлот» планируют создать совместное предприятие.

    Круизные суда


    Ввиду наличия свободного пространства на круизных лайнерах для размещения СПГ-танков и особенностей конструкции таких судов, использование СПГ в круизном судоходстве становится все более популярным.

    Так, в августе 2018 года Meyer Werft (Германия) спустила на воду крупнейшее круизное судно на СПГ для AIDA Cruises. Церемония передачи судна заказчику с подписанием приемо-сдаточной документации пройдет в Бремерхафене 15 ноября 2018 года. AIDAnova станет первым в мире круизным лайнером, который будет использовать как в море, так и при заходе в порты в качестве судового топлива СПГ. До 2023 года немецкая верфь Meyer Werft построит для Aida Cruises еще два лайнера нового поколения с движительной установкой на СПГ.

    Заказы лайнеров на СПГ также размещают мировые круизные операторы Carnival, Royal Carribean, Ponant и др.

    Инфраструктура

    В связи с ростом количества судов на СПГ осуществляются инвестиции и в создание соответствующей инфраструктуры в разных регионах мира. В России наиболее близок к реализации проект «Криогаз-Высоцк», предусматривающий создание малотоннажного завода по сжижению газа в районе Высоцка на Финском заливе. Первую очередь «Криогаз Высоцк» мощностью 330 тыс. тонн в год планируется ввести в эксплуатацию уже к концу 2018 года. В рамках проекта оборудован причал для проведения бункеровок СПГ.

    Кроме того, в начале октября 2018 года меморандум о сотрудничестве в реализации СПГ-бункеровок в аванпорту Бронка (Санкт-Петербург) заключили ООО «Газпром газомоторное топливо» и оператор аванпорта ООО «Феникс». В рамках сотрудничества сторон запланирована проработка возможности сбыта СПГ в качестве бункерного топлива для морских и речных судов на мощностях многофункционального морскогоперегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». Стороны договорились о совместной реализации ряда мероприятий, в частности, в сфере создания производственно-сбытовой инфраструктуры СПГ на территории ММПК «Бронка» с целью бункеровки судов. Стороны также договорились о совместном сотрудничестве, которое направлено на популяризацию использования СПГ в качестве моторного топлива с целью сокращения негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

    Ранее были заявлены проекты по строительству терминалов в рамках проектов «Балтийский СПГ» (Усть-Луга), КС «Портовая» (Высоцк), «СПГ-Горская» (Санкт-Петербург). 

    Таким образом, строительство судов на СПГ-топливе в мире набирает обороты. Топливная газомоторная революция из прогнозируемого будущего стала реальностью. Россия, обладая запасами газа, развитым судостроением и профильными научными, проектными организациями, имеет хороший потенциал для развития этого направления. При этом важно, чтобы добавленная стоимость формировалась на территории самой страны, появлялись эффективные отечественные проекты и технологии, создавались локализованные и собственные производства необходимого комплектующего оборудования. Эту задачу поможет решить Центр импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования ЦНИИ «Курс», в рамках которого создана единая электронная централизованная система судового комплектующего оборудования.

    Актуальные вопросы, касающиеся развития судоходства на СПГ, будут обсуждаться в ходе Второй конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России», которая пройдет 24 октября 2018 года в Москве.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен